Киберфлоп 2077: провал главной игры года

Cyberpunk 2077, одна из самых ожидаемых видеоигр года, была выпущена на прошлой неделе. Антиутопическая игра с футуристичным городом Найт-Сити, вдохновленным «Бегущим по лезвию», создала вихрь ажиотажа: на ее создание ушло почти десятилетие и было потрачено около $80 млн.; ее создатель, варшавский CD Projekt Red, стоял за такой успешной игрой, как «Ведьмак 3»; а одного из персонажей сыграл сам Киану Ривз! Восемь миллионов человек сделали предзаказ и оплатили за игру задолго до ее выхода. Но с момента релиза игры все пошло наперекосяк.

Изначально, критики хвалили реализм вымышленного Найт-сити, его поразительную архитектуру; им нравились шустрые перестрелки, дерзкие персонажи и неон. Некоторые высказывали сомнения относительно подросткового тона игры и ее стремления объективизировать женские тела — ни то, ни другое не было сюрпризом для тех, кто следил за маркетингом игры.

При этом важен контекст: до момента релиза у журналистов не было доступа к консольным версиям игры. Игровой прессе выдали только PC-копии игры для обзоров, а также запретили публиковать любые видеоматериалы, снятые до даты старта продаж. Это наталкивает на мысль о том, что о многочисленных проблемах с консольной версией разработчики знали и целенаправленно умолчали, чтобы это не сказалось на предзаказах. 

Как оказалось, версии Cyberpunk 2077 для Xbox One и PS4 оказались невероятно низкого качества. Графика местами ужасает, кажется, будто это игра для PS3 и Xbox 360 или и того хуже, ведь текстуры часто забывают подгрузиться, частота кадров падает до 10-15 к/с, а о багах и вылетах даже говорить не приходится. Появился даже хэштег #Cyberpunk2077Bug, по которому можно найти как смешные (человек, стоящий на углу улицы и небрежно курящий пистолет вместо сигары, пешеход, падающий на землю и превращающийся в столик), так и раздражающие баги (случайные сбои, которые прерывают игру или удаляют прогресс, зависания и выкидывания игроков из игры).

Мы пришли к выводу, что, чувствуя давление со стороны акционеров, CD Projekt выпустила недоработанный продукт, сделав ставку на то, что игроки стерпят, и что все можно будет быстренько подправить. Еще одна отсрочка, уже четвертая по счету за все время разработки, вероятно, обошлась бы еще дороже, поскольку миллионы уже были потрачены на тв-рекламу и интернет-маркетинг. Результатом этого решения стал резонансный скандал, исчерпание кредита доверия у игроков, падение акций компании аж на 22%,  потере $1.8 млрд и возможно судебный иск акционеров, в котором разработчик обвиняется в «искажении фактов с целью получения финансовой выгоды». 18 декабря Sony даже убрала игру из цифрового магазина PlayStation и предложила возврат денег — редкое событие, которое произошло лишь однажды, в случае с Ashes Cricket 2013 несколько лет назад. CD Projekt RED удивились этому, что говорит о серьезном нарушении коммуникации между компаниями. Нынешняя ситуация дорого обходится Sony и CD Projekt Red, обе из которых теряют продажи в предрождественский период.

Вопрос в том, кто давил на то, чтобы выпустить игру до Рождества, когда она была еще менее готова к выпуску, чем Skyrim или Fallout 76? Ответ ясен, учитывая, что Sony предприняла почти беспрецедентный шаг  попахивает угрызениями совести и попыткой устранения ущерба. Sony недавно выпустила PS5, и хочет как можно скорее расширить свой пока скудный ассортимент игр на этой платформе. 

Разработчики подтвердили, что крупные обновления для консольных версий Cyberpunk 2077 выйдут только в январе-феврале следующего года, а пока что CD Project RED возвращает деньги желающим. Через три или шесть месяцев игра, вероятно, будет исправлена, и она может даже оказаться в плюсе. Но подобное фиаско накладывает отпечаток на репутацию разработчика, даже если в конечном итоге оно приносит пользу. 

Cyberpunk 2077 не оправдал ожиданий, ведь это не nextgen-игра. На это звание сможет претендовать будущая ААА игра от создателей графического шедевра Crysis, ставшего чуть ли не нарицательным. Тогда Crytek бросила вызов всем пользователям, подталкивая их улучшать свое железо, лишь бы запустить игру со стабильной частотой кадров и разрешением. 

Инженерам CD Projekt RED же удалось навешать на игру кучу современных и модных технологий, помимо рейтрейсинга, DLSS и других фич, и сделать красивую картинку; при этом сама игра не оказалась прорывом в гейм-индустрии. Последствия выпуска игры, похоже, окажут большее влияние на индустрию, чем сама игра. В этом году люди были сильнее хотели сбежать от реальности, и платить 28 000 тенге за игру, которая почти не работает, кажется лишним ударом под дых. 

Оглядываясь назад, у студии были лучшие варианты действий. CD Projekt RED могла бы давно отказаться от версий игры для PS4 и Xbox One и урезать свой маркетинг, чтобы сосредоточиться на разработки игры для консоли следующего поколения. Поляки могли бы выпустить Cyberpunk 2077 в раннем доступе и запросить отзывы поклонников в приветливой и прозрачной манере. Они могли сделать эксклюзив для PS5, а не пытаться усидеть на аж девяти стульях, выпуская игру на разные платформы с разницей в развитии в почти 10 лет (PS4, PS4 Pro, PS5, Xbox One S, Xbox One X, Xbox Series S, Xbox Series X, Stadia, PC). Вместо этого руководители решили опубликовать игру, которая просто не работала на определенных устройствах, и солгали о ее производительности игрокам и инвесторам.

Cyberpunk 2077 должен был стать началом новой серии от студии с многолетним опытом создания красивых воображаемых миров, но вместо этого он стал мемом. По крайней мере, хоть одно из обещаний CD Projekt RED сбылось.