Modme — стартап, который занимается систематизацией образовательных центров
Сооснователь Modme Руслан Юлдашев поделился историей создания стартапа, рассказал о достижениях и планах.
Руслан Юлдашев, 34 года, город — Ташкент, со-основатель, технический директор Modme
Как все началось
Я работал программистом в найме около 10 лет. Идея стартапа пришла во время брейншторма с другом. В период пандемии его учебный центр закрылся, и мы обсуждали, как компенсировать расходы бизнеса. Решили сделать платформу для онлайн-обучения. Для этой цели переделали систему автоматизации.
Параллельно поняли, что с подобной проблемой столкнулись и другие учебные центры. Поэтому приняли решение делать стартап. Нашли первых клиентов и за пару недель создали первую версию.
Тогда же узнали, что IT Park Uzbekistan проводит конкурс проектов, которые борются с последствиями пандемии. Подготовили питч, видение, расписали клиентский путь. В итоге взяли первое место в категории «Образование» и $10 000. Эти средства помогли развить продукт: с мая по декабрь 2020 года мы привлекли пять клиентов. А за второй год выросли до 100 клиентов в Узбекистане.
Команда
В команде два фаундера. Я отвечаю за техническую сторону, работаю с программистами. Мой партнер Жахонгир занимается маркетингом и продажами.
На первом этапе у нас было три сотрудника: два программиста и универсальный менеджер, который занимался продажами, SMM-продвижением, таргетингом. Со временем он дорос до директора компании и полностью отвечал за продажи и операционное управление.
Целевая аудитория
До последнего времени мы делали софт только для владельцев учебных центров, частных школ, детских садов.
С первого года работы проводили много вебинаров, это позволило нам значительно вырасти. Суть в том, что мы даем пользу тем, кто составляет нашу целевую аудиторию. Мы не ищем их самостоятельно, они сами приходят для бесплатного обучения.
В 2020 году представители многих учебных центров не знали, что такое CRM и зачем нужна такая система. Мы рассказывали подробнее, показывали компетенции и продукт, а дальше конвертировали их по воронке продаж в клиентов.
На данный момент у нас около 550 клиентов, 100 из них из Индонезии.
Программы акселерации
Во время конкурса от IT Park Uzbekistan мы проходили обучающую программу: разрабатывали модели, изучали проведение питчингов в разных форматах.
Первое время мы спонсировали проект самостоятельно. Определенная сумма от клиентов приходила, но она не окупала расходы. Первую прибыль — $17, мы получили через 15 месяцев. Через полтора года я привлек ментора — Михаила Токовинина, основателя компании amoCRM. Он стал еще и частным инвестором, вложив небольшую сумму.
А в начале 2023 года мы привлекли инвестиции от венчурного фонда UzVc.
Трудности
Сначала было сложно понять, куда нужно развивать продукт. Мы не знали, как правильно продавать B2B-продукты. Поэтому проводили много экспериментов с ценами, воронкой продаж, структурой поддержки клиентов.
В некоторые месяцы мы тратили много средств на рекламу, не получая результата. А в прошлом году мы сильно выросли и столкнулись с техническими сложностями: софт не справлялся, программа тормозила из-за большого количества данных и активных пользователей. Около месяца занимались улучшением программы, исправлением ошибок.
Еще мы поняли, что в Узбекистане маленький рынок. И даже выход в страны СНГ не делает компанию международной с точки зрения крупных фондов. Поэтому решили пойти за пределы региона. Остановились на Индонезии, так как эта страна похожа на Узбекистан по уровню развития. При этом она больше, чем весь рынок СНГ. Здесь свои культурные особенности, поэтому дойти до заметных цифр было большой сложностью.
Рекомендации
Сформируйте работающую бизнес-модель. Часто стартаперы не уделяют достаточное внимание продажам, маркетингу, позиционированию на рынке и общению с клиентами. Многие хотят сначала сделать идеальный продукт. Рекомендую продавать с первого дня, даже тогда, когда продукта еще нет. Ведь самое главное — не остаться без денег.
Найдите менторов. Важно, чтобы у вас было внешнее обучение. Чаще всего это представители похожих компаний или стартапов более высокого уровня. Два-три раза в месяц мы покупаем консультации, задаем вопросы, спрашиваем, что можно сделать дальше.
Достижения
Выход на рынок Индонезии. В Узбекистане мало у кого это получалось. При скромном бюджете мы пришли к хорошим результатам.
Нас часто копируют. Видим похожие стартапы с ошибками в интерфейсе. Мы стали примером для рынка.
Некоторые учебные центры при выставлении вакансий требуют умения работать в Modme. Значит, что наш стартап стал нарицательным. Многие из индустрии знают о нас.
Планы
Наш главный челлендж и план на год — сделать пивот. Мы меняем корневой продукт на платформу для обучения. На данный момент идут пилотные запуски, а в феврале пройдут коммерческие запуски. С этим продуктом попробуемся сначала на территории СНГ, а потом в Индонезии.
Мы уже привлекли $100 000 инвестиций при оценке в $1 000 000. Теперь готовы получить финансирование в seed-раунде. Дополнительные средства позволят масштабироваться еще быстрее.