С чего начать путь в спортивном программировании в Казахстане

В Telegram-канале The Tech прошел эфир с Генеральным секретарем Федерации спортивного программирования Казахстана о том, с чего начать путь в спортивном программировании в Казахстане. Делимся ключевыми мыслями и прогнозами экспертов в текстовой версии. 

Запись эфира доступна по ссылке.

Адина Магавина, генеральный секретарь Федерации спортивного программирования Казахстана

О себе

Я занимаюсь развитием спортивного программирования в Казахстане уже 18 лет в разных ролях. Начала со школьных лет, узнав о нем от учителя информатики в 11 лет. Для меня это стало увлекательным занятием помимо учебы, возможностью участвовать в соревнованиях и изучать программирование. В школе дошла до Республиканской олимпиады, выиграла золото, участвовала в международных соревнованиях и была в составе национальной сборной.

Так началась моя карьера в спортивном программировании. Дальше, поступив в университет, я училась в Международном Университете Информационных Технологий в Алматы, продолжила заниматься олимпиадами по информатике, по программированию, и уже участвовала в отборочных этапах чемпионата мира ICPC. Позже решила остаться в сфере образования — начала тренировать школьников, готовить их к соревнованиям. Работала менеджером, развивала спортивное программирование в Astana IT University. Два года назад мы основали Федерацию спортивного программирования Казахстана, и в настоящее время я активно развиваю это направление по всей стране.

Основы спортивного программирования

Спортивное программирование привлекает тем, что объединяет интеллектуальный спорт, IT, науку, образование и новые возможности. Здесь мы решаем нестандартные задачи, учимся находить оптимальные решения с помощью программирования. В отличие от индустриального программирования, ориентированного на создание сайтов и приложений, спортивное программирование фокусируется на решении сложных алгоритмических задач. Здесь важно не просто написать код, а найти оптимальное решение, используя эффективные подходы.

Обычно соревнования длятся пять часов. Школьные проходят в формате двух дней, каждый тур по пять часов. Участникам дают три-четыре задачи, за каждую можно получить от 0 до 100 баллов. Студенческие и взрослые соревнования обычно проходят в один тур продолжительностью пять часов. Здесь действует формат «все или ничего» — за задачу можно получить либо 0, либо 100 баллов.

Задачи чаще всего логические, алгоритмические или математические. Иногда достаточно базовых знаний программирования, но важно догадаться до идеи решения. Участники сначала анализируют условие, затем разрабатывают алгоритм и реализуют его на языке программирования. Чаще всего используют C++, Python, Java, но допускаются и другие языки, в зависимости от регламента соревнований.

Казахстанские и международные соревнования мы стараемся делать похожими, чтобы школьники и студенты могли готовиться по международным стандартам.

Как готовиться? В Федерации мы запускаем обучение, особенно в регионах Казахстана, где меньше возможностей для изучения программирования. В Астане и Алматы таких возможностей больше, но в регионах мало кто знает о спортивном программировании и его пользе. Поэтому мы бесплатно организуем тренировки с нуля.

Чтобы участвовать, важно развивать логику, математику и программирование, а также понимать, как правильно входить в эту сферу.

Мы гордимся нашими ребятами — на международной арене они выступают уверенно и смело.

Истоки спортивного программирования в Казахстане берут начало в 2000-х годах, когда стартовали республиканские олимпиады по информатике для школьников. Интересно, что в этих олимпиадах даются задачи именно по спортивному программированию, а не по стандартным программам типа Word и Excel, как многие могут думать.

Студенческие соревнования начались примерно в то же время. В 2000-х прошел первый четвертьфинал чемпионата мира ICPC в Казахстане, и сначала в них участвовали только студенты из Алматы. На сегодняшний день соревнования охватывают все регионы страны.

За более чем 20 лет казахстанские сборные стабильно привозят медали с международной олимпиады по информатике — крупнейшей олимпиаде для участников до 18 лет. Казахстанские студенты также регулярно выходят в финал чемпионата мира ICPC, где конкурируют с 73 000 участников из 110 стран, и лишь 500 лучших попадают в финал.

Одним из крупнейших достижений стало золото, которое впервые в истории Казахстана завоевал Батыр Сардарбеков на финале чемпионата мира 2023 года. Это огромный успех и вдохновение для новых поколений школьников и студентов, занимающихся спортивным программированием.

Подготовка и обучение

Для успешного освоения спортивного программирования важно следовать поэтапному обучению:

  1. Логика — базовый навык, так как спортивное программирование связано с нестандартными задачами. Хороший старт — головоломки, математические и абстрактные задачи, сканворды.
  2. Школьная математика — фундамент для будущих алгоритмов. Важно уделять внимание темам комбинаторики, теории чисел, геометрии.
  3. Программирование — сначала изучение синтаксиса, например, на Python, затем можно перейти к C++ для более глубокой работы с алгоритмами.
  4. Алгоритмы и структуры данных — на продвинутом уровне они необходимы для решения сложных задач.

Для практики можно использовать:

— Codeforces: платформа для соревнований и рейтингового роста

— Nesepsipifet.kz: казахоязычный аналог Codeforces от Федерации

— eMax и другие сайты с алгоритмами

— книги по алгоритмам и структурам данных.

Возможности

Школьники и студенты могут участвовать в конкурсах, зарегистрировавшись на предстоящие олимпиады. В конце февраля откроется регистрация на олимпиаду по спортивному программированию для школьников, а в начале марта — на республиканскую олимпиаду по ИИ. Студенты могут принять участие в рейтинговом контесте, где лучшие получат годовую стипендию. Все мероприятия проходят при поддержке компании Documentolog.

Федерация регулярно проводит разные мероприятия и публикует анонсы в соцсетях и на официальных площадках. Для удобства участников теперь выпускается ежемесячный дайджест с информацией о предстоящих конкурсах и соревнованиях.

Рекомендации

Начинать в спортивном программировании важно с простых задач, чтобы избежать демотивации. Многие ожидают быстрых результатов, но здесь работает накопительный эффект — со временем навыки развиваются через изучение алгоритмов, структур данных и систематические тренировки. Главное — не расстраиваться, если сразу не получается.

Для детей важно освоить логику, математику и основы программирования. На профессиональном уровне — алгоритмы, структуры данных и регулярные тренировки. Эти принципы подходят всем, независимо от возраста.