Основатель студии флористики — о том, почему в 2020 году продавать букеты нужно технологично

Никита Федосеев — создатель столичной студии флористики FTD (Flowers. Technology. Digital). Журналистка Дилара Аронова поговорила с ним о цветочном бизнесе, существующих технологиях и, внезапно, онлайн-банкинге.

— Откуда такая аббревиатура? Как могут быть связаны цветы и диджитал? 

— Технологии делают бизнес удобнее. Просто рынок флористики находится в зачаточном состоянии и это все еще вызывает удивление. На самом же деле, он очень схож с ресторанным бизнесом. И там и там есть производство. 

Специалисты готовят конечный продукт из изначальных составляющих. Только в ресторане — это блюда из продуктов, а во флористике — букеты из цветов. Даже в самой маленькой кофейне есть установленная на ноутбук программа учета. Во флористике также необходима подобная модель управления бизнесом. Чтобы в CRM была интегрирована программа лояльности, электронный склад показывал реальную картину, происходящую на складе, а заказ можно было отслеживать на всех этапах — «поступил», «в работе», «выполнен». 

На рынке уже есть системы, разработанные специально для флористической отрасли, но они несовершенны. Плюс мы планируем запуск франшизы и своей экосистемы. Отсюда, и аббревиатура — в ней вся наша концепция. Поэтому использовать стороннее программное обеспечение будет проблематично. 

— И чем вы пользуетесь сейчас? 

— Гугл-таблицы, которые мне удалось автоматизировать так, чтобы каждый наш клиент попадал в систему. Так можно рассчитывать кэшбек. В идеале программа лояльности должна анализировать: что чаще всего покупает клиент, куда доставляет, когда день рождения у его мамы, жены и дочки. Тогда мы сможем присылать ему уведомления о том, что доставка в его микрорайон сегодня бесплатная или, что ему нужно не забыть заранее заказать букет для жены. Это сейчас находится в разработке. 

Главное, что нам сейчас удалось внедрить — это электронный учет склада. В цветочном бизнесе очень важно отслеживать, сколько времени цветок находится на складе с момента закупки. Чем дольше — тем ниже его стоимость. Отслеживать сроки хранения нужно хотя бы для того, чтобы не получать плохие отзывы. Что клиент вроде бы купил нормальный цветок, но простоял он два дня вместо семи. Потому что завезен был давно, а мы не отследили. 

Теперь все содержимое склада отмечается в таблице желтым, синим и красным цветом. Красные — автоматически уходят на списание. Эти цветы мы высушиваем и делаем букеты из сухоцветов. Очень популярный интерьерный вариант. Благодаря этой системе нам уже удалось снизить списания до полутора процентов в месяц. Знаю, что у коллег этот показатель доходит до 10%.

Человеческий фактор часто подводил нас и в праздники, когда объемы заказов были большие. Без автоматизации можно быть уверенным, что кто-то точно что-то напутает — забудет положить открытку, доставит не туда или не то. Когда заказы стали обрабатываться в системе, жить стало проще.

— Кстати, о доставке. В чем проблема компаний, которые принимают заказ на доставку в приложении или на сайте, но все равно перезванивают по телефону? Потребитель зачастую просто хочет нажать на кнопку и не хочет ни с кем разговаривать. 

— Чтобы не перезванивать, компания должна получить оплату. А для этого на ее сайта должна быть настроена система интернет-эквайринга. Такие системы у наших банков только-только начинают работать корректно и без сбоев. Пять-шесть лет назад я очень мучился из-за их отсутствия, когда открыл в Костанае службу доставки «Кенгуру». Мобильные переводы тогда распространены не были, эквайринг работал у единственного банка в стране, и то с перебоями. 

Сейчас мы разрабатываем новый сайт и обязательно подключим интернет эквайринг, чтобы максимально увеличить скорость и корректность обработки заявок. Так как звонки сейчас правда никто не любит, мы работаем в мессенджерах. Очень оперативно отвечаем на сообщения и ведем диалог с покупателем. 

— Какие технологии вы планируете внедрять еще?

— Разрабатываем систему автоматической смены воды и чистки вазонов. Долго думали, как это сделать и пришли к выводу, что аквариумный метод подходит лучше всего. Проблема всех флористов — больная спина, потому что каждый вазон нужно отмывать вручную и регулярно менять воду, следить за правильной дозировкой кризала (специальный раствор для цветов). Плюс человеческий фактор — вода может быстро загрязниться или цветок может всё «выпить». Сотрудник не всегда это может проследить, а компания несет убытки. 

Я изучал мировой опыт и единственное, что я нашел — циркуляция воды в вазонах. Когда вода может быть пропускается через фильтр. Это снижает возможность её загрязнения, но не решает проблему регулярной замены, чистки сосудов и правильной дозировки растворов. Не нашел такой технологии, которая бы в автоматическом режиме всё это регулировала. А раз ее нет, то нам предстоит ее придумать. Сейчас все готово на уровне чертежей. Советуюсь со специалистами, что-то меняю в проекте, думаю в ближайший год он должен быть запущен. 

— Что вы подразумеваете под эко-системой? 

Хотим создать систему подобную «Додо Пицца». Единая база данных ресторанов, заказов; приложение и call-центр. Эко-система — это когда центральный офис управляет всей сетью. Владельцы франшизы являются собственниками своего бизнеса, но они обязаны подчиняться общим требованиям к качеству продукта и обслуживания. Все показатели давно придуманы — продажи, выручка, отзывы клиентов. Мы делаем классный продукт. Когда вбиваешь «Цветы Нур-Султан» в приложении 2GIS, первая строчка — это мы.

Творческой частью — составлением букетов — занимается супруга. За три года она получила такой опыт, что открыла Академию флористики, к ней приезжают учиться цветочники со всего Казахстана. Многие на рынке больше десяти лет, но не умеют составлять органичные и современные букеты.

Наша франшиза будет состоять из уникальной методики составления букетов, управления бизнесом и его техническом сопровождении. И это не мечты. Это цель от которой нас отделяют несколько шагов.