«Мы создаем международную площадку для туристов с инструментами скоринга»

Туризм — это основа для развития современного образа жизни человека. С каждым годом путешествовать и амбиции увидеть мир рождается у большего количества людей. Чтобы ближе познакомиться со стартап-экосистемой Алматы, The Tech взял интервью у исполнительного директора стартапа «Voca» Темирлана Беркимбаева, с главной целью узнать, как современный вид туризма работает в Казахстане.

Что такое VOCA и как он работает в Казахстане? 

  • VOCA.CC представляет собой активный туризм нового поколения, это маркетплейс туров, подобранных под уровень путешественника. Система оценивает опыт, навыки и предпочтения туристов по специально разработанным шкалам, помогает развивать их и фиксировать прогресс. В результате полученных данных о туристе, система сопоставляет все возможные варианты и предлагает индивидуально подобранные туры по уровню сложности и личным предпочтениям туриста.
  • Стартап был основан в 2020 году фаундерами из 4-х стран: Казахстан, Россия, Украина и Чехия. За прошедший год проект привлек 600 зарегистрированных пользователей, получил pre-seed финансирование и на данный момент масштабируется с первой версией MVP на рынок Европы.

С какими трудностями вы столкнулись во время реализации стартапа и как вы смогли их преодолеть?  

  • Основной сложностью на первых этапах развития стартапа, было то, что мы с командой сделали большой фокус на разработку, не подтвердив ключевые метрики на рынке как Problem Solution Fit (стадия подтверждения проблемы), настоящие боли клиента и т.п., в результате чего потеряли время и не завершили разработку. 
  • Проанализировав ошибки, мы сделали выводы и поменяли стратегию, решили пойти по методологии Lean Startup, в основе данной методологии lean предполагается максимально аккуратное расходование ресурсов компании – денежных, временных и человеческих. Для этого используется научный подход к внедрению любого нового продукта, услуги или идеи: формулируется гипотеза, проводится ее тестирование, оценка результатов относительно метрик. Лишь в случае успеха идея масштабируется. 
  • Используя данную стратегию, нам удалось быстро протестировать гипотезы, найти подходящую бизнес-модель и сделать MVP. В мае 2021 года мы запустили продукт на рынок и получили первые продажи. Пройдя весь этот путь, теперь у команды есть знания и опыт, как запускать стартап в условиях больших неопределенностей и делать прорывы!

Есть ли у вас аналогичные конкуренты на рынке Казахстана и за рубежом? Что делает вас незаменимыми? 

  • Перед тем, как запускать продукт на рынок, мы исследовали наших конкурентов, которые разрабатывают IT-решения в сфере активного туризма. Если говорить про рынок Казахстана, то на самом деле рынок здесь еще только развивается и поэтому конкурентов не так много, но есть хорошие стартапы со своими преимуществами и недостатками. Если же посмотреть на зарубежный рынки СНГ, Европы, то там как раз таки имеются множество платформ в сфере traveltech, которые придумали отличные решения для путешественников и туристов. 
  • Главным же конкурентным преимуществом проекта VOCA.CC является то, что мы создаем международную площадку для туристов с инструментами скоринга, где турист перед тем как купить и отправиться в тур, может оценить свой уровень подготовки к туру, навыки, опыт и на основе оценки, платформа предлагает ему наиболее подходящие варианты путешествий. В дополнении турист может повышать свои навыки и отслеживать развитие на платформе.

Каковы ваши амбиции развития стартапа на территории Казахстана?

  • Запуск продукта и летний сезон мы провели на рынке Казахстана, здесь мы протестировали продукт на рынке, привлекли первых пользователей, открыли новые направления. Для нас Казахстан — это место зарождения нашего проекта, весь основной опыт и знания мы получили именно здесь. Полный анализ нашей целевой аудитории, локации, туры базировались именно на нашу страну. Благо в Казахстане очень живописная природа и много красивых мест для развития туризма, что способствовала большим амбициям развития нашего проекта. 
  • Далее по расчетам рынка мы поняли, чтобы развиваться дальше, стартапу необходимо масштабироваться на большие рынки, например, Европа, где мы предложим более широкий ассортимент продукта с новым функционалом «VOCA 2.0», но казахстанский рынок несомненно остается, здесь мы будем параллельно развивать внутренний туризм и тестировать локальные гипотезы.

Что бы вы посоветовали всем начинающим стартаперам? Каким совет лучше следовать?

  • Всем стартаперам хочу пожелать успехов в начинаниях, найти свое любимое дело, которое будет действительно драйвить вас на протяжении всей жизни, думаю, это ключевое, что может привести к большим результатам в IT- предпринимательстве! Ведь вы должны любить то, что вы делаете, и иметь желание улучшать это каждый день, тем самым влюблять остальных в свое творение. Можно стать профессионалом любой отрасли, при условие, что вам искренне интересна данная отрасль.